Консультация для родителей
Очень часто в последнее время возникают дискуссии о толерантном мире, о так называемом мире без жестокости и насилия, в котором главной ценностью является единственная и неприкосновенная в своём роде человеческая личность. Но говорить красивые слова - это мало, толерантность нужно воспитывать - путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Слово «толерантность» употребляется для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия. Толерантность является фактором социализации личности. Вместе с тем в современной жизни понимание толерантности разными народами оказывается различным, что обусловлено их историческим опытом. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение других людей, признание их равенства, отказ от доминирования и насилия как признание многомерности (многообразия) человеческой культуры, норм поведения и отказ от сведения этого многообразия к преобладанию какой-либо одной точки зрения.
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
В решении задач формирования толерантности особую роль мы отводим дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребёнка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребёнка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Необходимость формировать толерантные отношения между дошкольниками
обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями детей. С одной
стороны, им присущи активность, инициативность, любознательность, с другой -
у них слаборазвитая произвольность поведения, повышенная эмоциональность, импульсивность.
Негативные проявления в поведении дошкольников объясняются отсутствием социального опыта, что приводит к возникновению у них пассивности, усилению агрессивности, деструктивных тенденций в отношениях со сверстниками
В формировании толерантности у дошкольников опираемся на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Для того, чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, задействуем большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и других народов, проживающих на территории Санкт-Петербурга и Лен. области;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) народные подвижные игры ;
4) проведение народных праздников;
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей;
6) знакомство детей с народными традициями;
7) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
8) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
В результате, дети нашей группы знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут