Блокада Ленинграда
Ленинград (ныне - Санкт-Петербург) - единственный в мировой истории город с многомиллионным населением, который смог выдержать почти 900-дневное окружение.
Захват Ленинграда в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) являлся одной из важнейших стратегических и политических задач немецкого командования. В ходе Ленинградской битвы (июль-август 1941 года) германские войска прорвались через станцию Мга, 8 сентября заняли Шлиссельбург и отрезали Ленинград от остальной территории СССР с суши. В дальнейшем немцы заняли ленинградские пригороды - Красное Село (12 сентября), Пушкин (17 сентября), Стрельну (21 сентября), Петергоф (23 сентября); советским войскам удалось удержать Кронштадт и Ораниенбаумский плацдарм. Союзники немцев - финны, наступавшие на Карельском перешейке и в Северном Приладожье, блокировали ряд маршрутов (Кировская железная дорога, Беломоро-Балтийский канал, Волго-Балтийский водный путь) для поставки грузов в Ленинград и остановились приблизительно на линии советско-финской границы 1918-1940 годов.
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня. В директиве ставки верховного главнокомандующего вермахта Адольфа Гитлера "Будущее города Петербурга" от 22 сентября 1941 года указывалось: "...Фюрер принял решение стереть Петербург с лица земли ... "
Несмотря на осаду в городе продолжали работать свыше 200 предприятий, в том числе семь судостроительных заводов, выпустивших за это время 13 подводных лодок. Промышленность осажденного Ленинграда производила 150 образцов военной продукции. Всего в годы блокады ленинградские предприятия произвели около 10 миллионов снарядов и мин, 12 тыс. минометов, 1,5 тыс. самолетов, были изготовлены и отремонтированы 2 тыс. танков. Несмотря на бомбежки, даже зимой 1941-1942 годов в городе шли спектакли и музыкальные представления. В марте 1942 года по городу вновь начали ходить трамваи, а 6 мая на стадионе "Динамо" на Крестовском острове прошел первый футбольный матч.
Дорога жизни
Снабжение осажденного города с сентября 1941 года по март 1943 года осуществлялось по единственной военно-стратегической транспортной магистрали, проходившей через Ладожское озеро. В навигационные периоды перевозки проводились по водной трассе, в период ледостава - по ледовой дороге на автотранспорте. Ледовая трасса, названная ленинградцами Дорогой жизни, вступила в действие 22 ноября 1941 года.
Снятие блокады
12 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов приступили к операции под кодовым названием "Искра", цель которой состояла в разгроме группировки германских войск южнее Ладожского озера и восстановлении связи Ленинграда с Большой землей.
27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют (1-й степени), проведенный не в Москве.
К окончанию блокады в городе оставалось не более 800 тыс. жителей из 3 миллионов, проживавших в Ленинграде и пригородах до начала блокады. От голода, бомбежек и артобстрелов умерли, по разным данным, от 641 тыс. до 1 миллиона ленинградцев. Были ранены почти 34 тыс. человек, без крова остались 716 тыс. жителей. Всего в 1941-1942 годах по Дороге жизни и по воздуху были эвакуировано 1,7 миллиона человек.
Увековечение памяти
В декабре 1942 году была учреждена медаль "За оборону Ленинграда". 1 мая 1945 года в приказе Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина (Джугашвили) Ленинград был назван в числе первых городов-героев.
8 мая 1965 года Ленинграду было официально присвоено звание "Города-героя", он был награжден орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда".
В 1989 году решением исполкома Ленсовета был учрежден знак "Житель блокадного Ленинграда".